Меню

Студенты проанализировали актуальные вопросы виктимологической профилактики

На 4 курсе юридического отделения филиала ДГУ в г. Избербаше в рамках дисциплины «Виктимология» прошло практическое занятие на тему «Виктимологическая профилактика». Это одно из направлений предупреждения преступности, которое, по мнению многих специалистов, далеко не в полной мере реализуется в нашем обществе. Подобная профилактика направлена на выявление, устранение факторов, обстоятельств или ситуаций, формирующих поведение жертвы и обусловливающих совершение преступлений. Она позволяет выявить группы и конкретные лица, для которых вероятность стать жертвами  преступлений достаточно велика, и воздействовать на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств.

В ходе семинарского занятия заведующая кафедрой юридических и гуманитарных дисциплин Айша Таилова обратила внимание студентов на то, что виктимологическая профилактика имеет сложную структуру, осуществляется различными субъектами, на разных уровнях, в различных видах и формах, в отношении разных объектов, на ранней и непосредственной стадиях проявления виктимного поведения и свойств личности.

В ходе занятия возник вопрос определения субъектов виктимологической профилактики. Студенты в своих выступлениях отмечали, что помимо государственных органов, общественных и частных организаций, должностных лиц, к таким субъектам относятся сугубо специализированные структуры, которые на профессиональной основе обеспечивают работу с жертвами для их защиты от противоправных посягательств. Особое внимание было обращено на то, что выявление лиц, обладающих повышенной виктимностью, различается в зависимости от индивидуальной или групповой предрасположенности стать жертвой преступления.

В ходе анализа основных вопросов, затронутых на семинарском занятии, студенты отмечали, что гораздо труднее обеспечить выявление лиц, повышенная виктимность которых обусловлена их поведением. Преподаватель согласилась с такими выводами и заметила, что главным чувством потенциальной жертвы является страх. Человек начинает примерять на себя различные роли. Существует три классические позиции – жертва, ее преследователь и спаситель. Быть жертвой невыгодно, чтобы избавиться от этого ощущения нужно в первую очередь научиться нести ответственность за свою жизнь и свои поступки.

Чтобы проанализировать страх, присутствующий в каждом, преподаватель предложила ребятам, закрыв глаза, нарисовать его. Для студентов такое задание оказалось очень интересным и познавательным. Данный своеобразный тест дал им возможность с помощью преподавателя проанализировать свои страхи с точки зрения юридической психологии и виктимологии. Кроме того, студентам был предложен ряд других психологических тестов, позволяющих выявить потенциальную жертву. Обсуждение результатов тестирования вызвало у студентов особый интерес, и весь курс принял в нём активное участие.

В заключении преподаватель предложила ребятам разделиться на две группы, каждая группа должна была выявить две основные группы мер виктимологической профилактики. К первой, по мнению студентов, относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда. Ко второй группе ребята отнесли меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления.

В конце занятия, подводя итоги, Айша Таилова обратила внимание на то, что использование тех или иных мер виктимологической профилактики зависит от многих факторов и в каждом конкретном случае набор мероприятий определяется с учетом реальной обстановки.

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar